Анализ задач
Анализ задач делает их понятными детям, и многим из них этой помощи будет достаточно. Если же ребенок затрудняется в решении задачи и после ее анализа, можно допустить подсказывающий вопрос, подсказать первый вопрос, но не решать за него и после этого не спрашивать: «Ну, теперь понял?». Дети почти всегда отвечают: «Понял»,— и удовлетворяются простым списыванием.
Такого рода помощь приносит только вред. Правильная постановка вопросов — это главное, без чего нельзя научить детей решать задачи, умело подходить к их анализу. Родители, желающие помочь детям в решении задач, должны получать консультацию учителя.
Во время решения задач некоторые дети допускают небрежность в вычислениях, которая приводит к неправильному ответу. Одни дети на это реагируют недопустимо халатно. «Я правильно решил, в ответе ошибка»,— спокойно заявляют они. Других неправильный ответ сбивает с толку, и они начинают заново, другим способом решать задачу.
Приучать детей к аккуратности в вычислениях, к точному знанию таблицы умножения — значит способствовать развитию и лучшему усвоению курса арифметики.
Встречаются с затруднениями и дети, невнимательные к объяснению, инструктажу учителя по выполнению домашних заданий. В таких случаях требуется разъяснить цель задания, подсказать, какое правило, закон, какие теоремы требуются для его выполнения. Однако мы далеки от мысли рекомендовать родителям ежедневное разъяснение содержания всех домашних заданий. Установив, что ребенок не понимает цели домашнего задания, нужно побеседовать с учителем и выяснить причину, вызывающую затруднения. Если это просто невнимание, то нужно требовать от ученика усилить работу на уроке; если ученику требуется дополнительное разъяснение, то это может и должен сделать учитель. Обязанность учителя объяснить урок так, чтобы всем и все было понятно. На уроке учитель неоднократно спрашивает учащихся: «Кому что неясно? У кого есть какие-либо вопросы?» На все неясные вопросы учитель дает дополнительное разъяснение тут же на уроке или после уроков.