Созерцательный прием
Чтобы руководить выбором товарищей, воспитывать уважение к их коллективу, необходимо изучать окружающих ребенка детей. Чисто внешний, как бы созерцательный прием в этом отношении не даст положительных результатов. Тем более это не откроет причин тяготения одного ребенка к другому. Общение с родителями других детей, постоянный контакт родителей с педагогом могут создать и, как правило, создают необходимые условия для руководства становлением ребенка, для воспитания в нем чувства уважения к коллективу.
Все же, если в поле зрения родителей будет только их ребенок, если они руководствуются только принципом «исключения нежелательных товарищей», то направляющая сила родительского внимания будет незначительной. И, наоборот, если родители видят перед собой целую группу детей, если они воспитывают всю группу вместе с другими родителями, то эффективность таких воспитательных мероприятий будет большая. Тогда ребенок и сам будет чувствовать ответственность перед коллективом.
Рассмотрим в этом плане только один пример. Ученик III класса заигрался с товарищами и не приготовил домашнего задания. Родители обращают внимание ребенка на то, что при подобном отношении к урокам мальчик останется в классе на второй год. На ученика III класса это не особенно сильно действует: он в III классе совсем не плохо себя чувствует. Если же родители основное внимание обратят на коллектив: ты подводишь свой класс, а это очень хороший класс,— то у ребенка возникает ответственность не только за себя, а и за других, он начинает руководствоваться интересами коллектива. Это и составляет основную цель воспитания в социалистическом обществе.