Общественная собственность
В нашей стране, где общественная собственность является основой всей нашей жизни,— нельзя рассматривать как «мелочь» небрежное, нерадивое отношение к народному добру.
В ранние годы дети не знают ценности вещей и портят и ломают их, независимо от того, кому они принадлежат. Не берегут дети свою одежду и обувь, особенно увлекшись игрой.
Правильно поступают те родители, которые с самого раннего возраста своих детей воспитывают у них бережное отношение ко всему тому, во что вложен человеческий труд, т. е. внушают детям, что книга, по которой они учатся, парта, за которой они сидят, картины и портреты, которые висят в классе, цветы, которые стоят в школе на окнах,— все это народное достояние и все это надо беречь. Всякая порча общественной собственности причиняет государству ущерб. То же самое неоднократно подчеркивал А. С. Макаренко. Он говорил, что из ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный советский хозяин.
Но никакие поучения о бережливом отношении к социалистической собственности не помогут, если у детей не выработать привычки к бережливости. С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть за столом, не пачкая скатерти и своего костюма; бережно обращаться с вещами, которые попадают к нему в руки; не царапать и не писать на панелях лестничной клетки, на цоколе своего дома; беречь траву, цветы и кустарники во дворе, в парке и т. д. Привычка бережного обращения с любой вещью воспитывается в результате многократного упражнения и большого внимания и настойчивости со стороны взрослых.
Не понимают некоторые дети и даже взрослые — почему надо беречь свои вещи. Ученица Н. купила новый учебник и варварски с ним обращалась: подрисовала картинки, вырвала карты. Резкое осуждение ее поступка со стороны товарищей вызвало нездоровую реакцию матери, которая была согласна с тем, что ее дочь поступила нехорошо, но ведь книга ее собственная, она заплатила за нее деньги, и подругам нет дела до того, как она обращается с собственной вещью.