Подростковый возраст
Но не всякая деятельность может удовлетворить мальчика в подростковом возрасте. Ему нужна активная, радостная деятельность, требующая большой затраты сил, волнений, переживаний, нужны и реальные результаты ее, не отдаленные на неопределенное время, а скорые, близкие, непосредственно ощутимые. Необходимо сознание полезности работы не только для себя, но и для коллектива, для семьи, для товарищей. Это та «завтрашняя радость», в которой так нуждается ребенок. Умелое «проектирование» воспитателями этой завтрашней радости как итога трудовых усилий подростка во многом обеспечивает успех воспитания.
Знаменитый советский педагог А. С. Макаренко в своих педагогических произведениях показал, что проектирование завтрашней радости как результата напряженной трудовой деятельности не только дает разумный выход энергии подростка, но и воспитывает в нем совершенно иное отношение к труду. Самый тяжелый, иногда неприятный труд приобретает свою прелесть, если в глазах подростка его освещает радость, которая наступит в результате успешного выполнения.
Не нужно понимать это стремление к завтрашней радости упрощенно. Это — не просто стремление к развлечениям и удовольствиям, это — стремление к активной деятельности, к достижению какой-то реальной цели, приносящей радость.
Приведем пример. Мальчик упорно работает над авиамоделью, он готовится участвовать в соревнованиях. Показ результатов своей работы, стремление сделать работу лучше, чтобы получить хорошую оценку инструктора, товарищей,— это та завтрашняя радость, во имя которой он сегодня отказывается от чтения интересной книжки или игры.