Классный руководитель
Но что же делать, если все-таки идеалом, образцом для подражания станет какой-либо старший товарищ,, оказывающий вредное влияние? Надо постараться развеять ореол его славы, развенчать его в глазах мальчика, но только, конечно, не путем нотаций и назиданий.
Так поступил однажды руководитель одного из классов, в котором большинство мальчиков восхищалось независимостью и неустрашимостью подростка-второгод — ника и во всем старалось ему подражать.
Во время экскурсии классный руководитель умело показал ребятам, что храбрость этого мальчика по существу сводится к дерзости по отношению к старшим во дворе и в школе, когда он уверен в безнаказанности.
На самом же деле он малодушен и труслив. Это ясно поняли все ребята, когда ему, как старшему, классный руководитель в сумерках предложил вернуться за забытым в лесу котелком, а он побоялся и хитростью и обманом постарался уклониться от выполнения поручения. Престижу подростка был нанесен чувствительный удар.
Нельзя игнорировать и сильно развитые чувства товарищества, стремления к «вечной дружбе», к желанию совершить «подвиг», принести себя в «жертву» ради друга или товарища. Их нельзя подавлять, надо к ним относиться с должной чуткостью и уважением и умело направлять эти порывы на пользу самому ребенку.
Гражданка Л. увидела, что ее сын Валя привязался к очень распущенному и грубому подростку Жене К-, который на него очень плохо влиял. Она не стала запрещать Вале дружить с мальчиком, а постаралась выяснить, в чем же причина плохого поведения Жени, и установила, что мальчик очень одинок, заброшен.