Девочка художественного вкуса
Много работала я и над привитием девочке художественного вкуса. Это относилось и к внешнему ее виду— мы стремились одевать ее скромно, но красиво. Никаких вычурных платьев, бантиков и прочего на ней не было. Мы покупали ей много книг с яркими картинками, интересным содержанием. Часто ездили с нею за город, знакомили ее с природой, водили в детский театр, но только на спектакли ее возраста. Все прочитанное и увиденное мы обсуждали с девочкой, стремясь, чтобы она ничто механически не воспринимала и все по-детски осмысливала.
В раннем детстве Светланы мы придерживались строго одного принципа: никогда не превращать ребенка в предмет любования. Если у нас бывали посторонние люди, мы никогда не выставляли ребенка с его рисунками, умением читать стишки напоказ взрослым и не позволяли взрослым выражать при ребенке восхищение им. Мы старались, чтобы Светлана всегда вела себя непринужденно, рассказывала то, что хотела, и была самой собой; строго соблюдали режим ее дня, и как бы ей ни было интересно побыть вечером с гостями, мы в определенное время ее кормили и отправляли спать, даже если это был какой-нибудь семейный праздник.
С раннего детства мы старались научить девочку переносить без плаксивости огорчения. Во всех случаях, когда она плакала из-за сломанной игрушки или оттого, что ушиблась или ее кто-либо обидел, мы «удивлялись» плачу из-за таких пустяков, никогда не пытались ее утешать, а, наоборот, оставляли ее в покое. Скоро и она поняла, что плакать из-за мелочей не стоит.