Дети дошкольного возраста
Следует обращать внимание детей и на изменения в природе: летом, осенью, зимой, весной. Беседуя о домашних животных, помимо их названия, описания их внешнего вида, хорошо доступными словами рассказать о том, какую пользу они приносят и как за ними ухаживать. «Вот ты пьешь молоко, а откуда оно берется?» «Ты кушаешь кашу, а откуда она берется?» Городские дети нередко говорят: «из магазина», надо рассказать, что прежде, чем попасть в магазин, крупа была обработана, а до обработки — выращена. Дети дошкольного возраста должны знать название тех предметов, которые их окружают, например: какая в комнате мебель— стул, стол, шкаф и т. д.; какая посуда; как называется одежда, обувь, которую носят они и члены их семьи; как называются овощи, фрукты, ягоды, грибы, которые идут в пищу. Полезно ознакомить детей с орудиями труда — лопата, грабли, топор, пила, молоток, что ими делают.
В играх, во время трудовых занятий, нужно объяснить детям такие понятия, как Правая, левая рука, нога, сторона, Вверх, вниз, вперед, назад. Все это очень полезно и нужно ребенку. Все это его развивает, приучает внимательно наблюдать окружающую жизнь.
Каждый ребенок обычно интересуется о том, что он видит, наблюдает; родителям следует правильно, в доступной форме объяснять ребенку сущность явлений и фактов, которые его занимают. Но и тут нужно знать меру. Бывают такие дети, которые спрашивают зря, не потрудившись понаблюдать, подумать сами. Таким детям следует иногда говорить: «Посмотри повнимательнее сам, как ты думаешь, почему это так?»