Взрослые люди
Следует ли подростка 13—14 лет вводить в круг переживаний, свойственных взрослым людям? Следует ли подросткам и детям очень рано перегружать душевный мир серьезными крупными произведениями вроде «Войны и мира» и «Анны Карениной» Л. Толстого, целого ряда произведений М. Горького и других писателей. Помимо того, что чтение книг не по возрасту перегружает память, дети могут неправильно понять и истолковать ряд серьезных вопросов, так как они к этому еще не подго-товлены. Ведь мы не станем преподносить ребенку изучение физики или анатомии до тех пор, пока его знания и возраст не будут подготовлены для изучения этих дисциплин. Так почему же некоторые родители даже хвастают тем, что вот-де, мол, наш 9-летний Саша или 12-летняя Тоня уже читают такие произведения, как «Иван Иванович» Коптяевой или «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка?
Наряду с книгой стоят журналы и газеты. В нашей стране не могут и не должны воспитываться равнодушные к окружающему, к общественным явлениям аполитичные люди. Уже с детства надо приучать детей к чтению газет: «Пионерской правды», а позднее и «Комсомольской правды».
Дети должны знать прошлое нашей Родины не только по учебникам. Рассказы отца, матери, дедушки и бабушки о тяжелой бесправной жизни трудящихся, о их борьбе за свои права, за революционное преобразование общества, эпизоды из собственной их жизни и революционной деятельности слушаются детьми с огромным интересом и волнением. Часто мы слышим от ребят: «Папа, расскажи что-нибудь о себе, о своей жизни, как вы учились, что интересного переживали?» Эти рассказы «о себе» они готовы слушать без конца. Наша обязанность еще и еще раз объяснить им, как хороша и прекрасна Советская Родина, каких больших усилий стоила нашему народу победа революции в нашей стране; рассказать о такой же борьбе трудящихся других стран, о славной деятельности людей доброй воли за мир во всем мире и т. д.