Воспитание прилежания
Либо воспитание прилежания, интереса к учению идет по линии угроз: «Получишь тройку — не куплю велосипед, не пойдешь в — кино ».
В этом случае родители действуют по принципу лишения радости. Такая форма посул и угроз — «куплю», «пущу», «не пущу» — вызывает со стороны подростка протест: «Ну и пусть не купит; ну и пусть не пускает — мне все равно».
Этот протест объясняется тем, что в данном возрасте у подростка, как мы утверждаем, очень сильно стремление хотя бы к видимой самостоятельности, и поэтому всякое прямолинейное проявление родительской власти, которое в младшем возрасте принималось как нечто естественное, сейчас уже вызывает протест.
Контроль за подростками нужно организовать, но он должен носить уже иные формы. Серьезная разумная повседневная требовательность и раз установленный по — 5* 67 рядок в семье, обязательный для всех ее членов, разумные поощрения, при которых успех в учебной жизни ребенка воспринимается как радость всей семьи и награда — как естественное последствие приложенных учеником усилий, всемерное повышение интереса к учению и конкретный показ значения приобретенных знаний для жизни — лучшее средство добиться серьезного отношения ученика к учебной работе, а отсюда и успешного обучения.
Стремление к ранней самостоятельности, к отсутствию видимой опеки особенно характерно для мальчиков подросткового возраста. Оно является причиной многих возникающих в семье недоразумений, иногда оно ведет к проявлению грубости и непослушания. Родители часто жалуются, что тихий, ласковый мальчик вдруг почему-то перестал слушаться, стал возражать родителям и старшим, стал грубить.
По-иному для детей в подростковом возрасте встает и вопрос о режиме дня. Если в младших классах режим дня имел, главным образом, санитарно-гигиеническое значение и устанавливался родителями или вообще старшими, то в подростковом возрасте правильный режим дня ребенка преследует не только цели укрепления его здоровья, он должен иметь организующее значение в его жизни. Поэтому к установлению режима для мальчика в возрасте 11—14 лет надо подходить с других позиций. Нельзя ему навязывать определенный режим, если он не будет убежден в необходимости его соблюдения.