Личность ребенка
Мария Васильевна, так звали нового педагога, назвав его умным, добрым и способным мальчиком, пообещала ему помочь стать дисциплинированным, хорошим учеником. Трудно было 11-летнему мальчику изменить свое поведение, его стараний хватило на два-три дня.
Но каждое усилие Володи Мария Васильевна отмечала, подбадривала его и перед всем классом похвалила. Володя любил рисовать, и учительница часто показывала его рисунки классу, посылала на общешкольную выставку. И сколько радости было написано на лице Володи, когда мальчики говорили: «Володя у нас лучше всех рисует».
Это чаще всего идет речь о заласканных детях, о тех, которые привыкли, чтобы их без конца хвалили, подчеркивали их достоинства, но не указывали бы на их недостатки. В некоторых семьях родители чрезмерно хвалят своих детей, подчеркивая их преимущества перед другими, указывая на какие-то особые дарования. «Вы послушайте, как он прекрасно читает стихотворения»,— говорят одни родители. «Вы знаете, он самый способный ученик в классе»,— говорят другие.
И все это говорится в присутствии детей. Это и развивает у детей зазнайство, чванство, протест к справедливым замечаниям сарших товарищей.
В заключение остановимся на наказаниях. Наказание в системе коммунистического воспитания применяется как крайнее средство и после того, как все было использовано для внушения ребенку необходимости исправить поведение. Наказания не должны оскорблять личность ребенка или принимать форму мести, вызывать у него чувство отчаяния, злобы против тех, кто применил эти наказания. Наказания, которые мы применяем, должны помочь осознать ошибки, вину, должны помочь воспитывать у ребенка чувство ответственности за свое поведение. Применяя наказание, мы тем самым говорим ребенку, что ни одно безобразие, ни один дурной поступок не может остаться вне поля нашего зрения. Однако повторяем, что чем реже мы наказываем, тем лучше мы воспитываем, тем эффективнее наши наказания.