Небрежное отношение
Однажды к автору этих строк обратилась мать четверых детей и попросила объяснить, почему она без особых трудностей воспитывает своих трех девочек, а с сыном Колей едва-едва справляется: «Ведь воспитываю я их всех одинаково, а результаты получаются различные»,— заявила женщина.
Из дальнейших расспросов выяснилось, что лет до 10—11 поведение мальчика особого беспокойства у нее ье вызывало; с 11 лет начались шалости, непослушание, небрежное отношение к занятиям в школе и еще большое число других мелких грехов, в которых обычно многие матери обвиняют своих сыновей-подростков. «Эти явления обычны в подростковом возрасте,— утешали женщину соседи и знакомые,— вырастет, и все пройдет».
Но мать Коли не могла смириться с тем, что такое положение нормально, и усиленно искала причину того, что ее сын, как она выражалась, «испортился».
«Тут что-то не то, очевидно, мы с отцом что-то упустили и недоглядели»,— говорила она.
Этот вопрос волнует не только мать Коли С. Многие отцы и матери задумываются над этим вопросом и настойчиво ищут причины своих воспитательных неудач.
Попробуем разобраться в этих причинах.
На основании многолетних наблюдений за воспитанием детей в различных семьях и в различных школах можно сделать вывод, что наиболее сложный период в воспитании мальчиков — это так называемый «переломный» возраст, примерно, начиная с пятого по седьмой класс включительно, т. е. 11—14 лет. Поэтому на воспитании мальчиков этого возраста мы и остановимся.
До V класса у многих родителей, как и у матери Коли С., поведение мальчиков особых огорчений не вызывает. Первые серьезные огорчения начинаются чаще всего в период обучения мальчика в V классе. Начинаются они обычно с небрежного отношения к учебным делам и все учащающегося невыполнения требований родителей. Требования родителей и учителей уже не принимаются так безоговорочно, как раньше, а вызывают возражения, споры, иногда переходящие в грубость.