Проверка выполнения домашнего задания
Проверка выполнения домашнего задания важна, с одной стороны, для того, чтобы выработать у детей привычку систематически трудиться, а с другой — чтобы приучить детей к самоконтролю и правильной оценке своих знаний. У детей часто создается ложное представление о своих знаниях. Прослушав объяснение учителя и поняв урок, ученик уже уверен, что он все знает. А если еще прочитает один раз материал по учебнику дома, то совсем убежден, что знает на пятерку. А в действительности понять — понял, а рассказать последовательно и полно не может. Надо убедить ребенка на его собственном примере, что такая поспешная подготовка уроков — еще не настоящая учеба.
Некоторые родители считают, что они не могут осуществить контроль за учением детей из-за недостатка образования или потому, что давно учили и забыли тот или иной предмет. Это не должно смущать проверяющих. Дисциплинирует детей сам факт проверки. Главное, чтобы ребенок действительно не отступал перед трудностями, чтобы не учил уроков кое-как, а доводил дело до конца, добивался глубокого и прочного усвоения материала. И контроль надо сосредоточить преимущественно на этой стороне дела. Уже по многим внешним признакам нетрудно судить о качестве знаний ученика. Если он с удовольствием готов исполнить просьбу родителей — рассказать урок,— значит он знает его хорошо, ему приятно это показать. Если же он отговаривается, уверяет, что и так знает урок или что ему некогда, то почти наверняка можно сказать, что урок приготовлен плохо.
Однако проверка выполнения домашних заданий ребенком не должна перерастать в назойливую опеку, когда несколько раз в день напоминают ученику, сделаны ли у него уроки, по какому предмету сделаны, а по какому еще не сделаны. Это, во-первых, раздражает детей, а, во-вторых, мешает воспитанию у них самостоятельности и чувства ответственности.
Все дети, как правило, хотят хорошо учиться, но у тех, кто плохо учится, по их собственному заявлению, не хватает силы воли заставить себя систематически работать, другими словами, у них отсутствует организованность’ в труде, собранность, целенаправленность. Огромнейшую роль в воспитании этих качеств играет хорошо продуманный твердый режим дня школьника. Этот режим должен стать «законом» его жизни. Задача родителей — помочь сыну или дочери претворить этот «закон» в жизнь.