Маленький коллектив
Первые навыки коллективизма прививаются ребенку в семье. Сама семья есть маленький коллектив. Лучшим считается тот коллектив, в котором существует не односторонняя, а взаимная забота его членов друг о друге. В дружной семье забота родителей о детях дополняется трогательной заботой детей о родителях, и эта забота проявляется с раннего возраста. Маленькие дети любят играть в шумные игры, но когда мама отдыхает, они приучены поступаться своими желаниями. Старшие дети знают бюджет семьи и ее потребности; они умеют соразмерять свои желания с возможностями родителей и больше думают не о своих потребностях, а о благополучии всей семьи.
Мне пришлось разговаривать с матерью, которая жаловалась на черствость и эгоизм сына, уже имеющего свою семью. Он не помогает матери, хотя у него большой заработок. Мать пыталась обвинить в этом жену сына, но я напомнила ей, как она с малых лет культивировала в своем сыне эгоизм. Семья состояла из пяти человек, и за столом, в присутствии всех, самый лучший кусок получал Борис, но зато обязанности по дому распределялись на всех, кроме Бориса. Сейчас мать пожинает горькие плоды своей слепой любви к сыну.
Привычка заботиться о счастье других, радоваться их успехам, выработанная в детстве, переносится человеком за пределы семьи, так как советская семья органически связана с советским обществом. Связь эта устанавливается через родителей, работающих на производстве, через детей, которые учатся в школе.
Эта многосторонняя связь с обществом создает в советской семье совершенно новую атмосферу. Любое выдающееся событие нашей современности находит живой отклик в советской семье, горячо обсуждается родителями и детьми. Здесь же обсуждаются насущные вопросы деятельности предприятия, учреждения, где работают родители, учебного заведения, где учатся дети, происходит живой обмен мнениями по поводу разнообразных событий в общественной жизни страны.