Активная деятельность
Но попробуйте сказать мальчику, что никаких соревнований не будет, что никто его работы не увидит: интерес к модели ослабеет, и его заслонят другие интересы, сулящие радость, пусть меньшую, но более реальную.
Вот это стремление к активной деятельности, приносящей удовлетворение и дающей радость, часто не учитывает ни семья, ни школа.
Радость приносит мальчику сама работа, достижение поставленной цели.
В младшем возрасте это стремление к завтрашней радости удовлетворяется значительно проще, и радость приносят различные небольшие поручения, выполнением которых гордится ребенок, и небольшие поощрения в виде поездки с родителями в парк, за город, в гости.
К 11 годам круг интересов становится шире, требования к завтрашней радости возрастают, так как растет активность и жажда деятельности, которые уже не так просто удовлетворяются.
А что же для ее удовлетворения дают семья и школа? К сожалению, в целом ряде случаев — не так-то уж много, и мальчик начинает искать место приложения своей активности, приносящей ему удовлетворение, где-то вне семьи и школы.
ААогут задать вопрос: «А учение разве не является интересной деятельностью, приносящей удовлетворение?» Да, безусловно. Но, во-первых: учение не заполняет и не может заполнять всю «жизнь» ребенка; во-вторых: для того, чтобы оно стало для него интересной, увлекательной деятельностью, школе и семье надо во многом помочь ребенку.
Ведь в начальных классах учение обычно дается детям сравнительно легко, и они получают удовлетворение от своей учебной работы в результате небольшой затраты сил и времени.
При переходе же в V класс школьник становится перед необходимостью изучать несколько разных предметов, часто весьма сложных для восприятия. Учеба начинает требовать большей усидчивости и напряжения; многим она дается в результате большого, напряженного труда. Завтрашняя радость достижения цели заслоняется затяжными усилиями и большим количеством трудностей, которые надо преодолеть. Девочки решают их часто благодаря своей усидчивости, у мальчиков же усидчивости меньше. Поэтому многие мальчики начинают видеть в учении лишь скучный, тягостный труд и, если семья и школа во-время им не помогают, они находят эту радость на стороне иногда в ущерб учебным занятиям.