Культурное поведение
Большая часть навыков и привычек культурного поведения закрепляется лишь благодаря многократному повторению. Поэтому, чтобы достичь положительных результатов в приобретении этих навыков детьми, со стороны взрослых должны быть проявлены настойчивость и терпение.
Однако никакие «Правила» не помогут, если старшие не будут воспитывать детей своими делами, личным примером.
А вот. другой пример. Будучи классным руководителем, я в течение 5 лет наблюдала воспитание детей в семье Р. Отец — рабочий, активный участник революций 1905 и 1917 гг. В годы гражданской войны он сражался в войсках Красной Гвардии, а после — Красной Армии. В годы мирного строительства он в числе 25-тысячников послан был на проведение коллективизации и работал председателем колхоза. Несмотря на то, что отец в молодости не получил образования, он много читал, покупал книги, создал домашнюю библиотеку. Он часто рассказывал детям о прошлом, о своем участии в революции, гражданской войне, о своей работе на фабрике, о самоотверженном труде простых советских людей. Его жена по своим взглядам и убеждениям также передовая женщина. В такой обстановке у детей, естественно, зарождалось желание вырасти культурными, полезными своей Родине людьми.
Семья Р. много внимания уделяла воспитанию младшего сына Фридэна, который не принадлежал к числу так называемых «легких» детей. Тесный контакт семьи и школы по вопросам воспитания и умелое сочетание любви с требовательностью и уважением к ребенку дали прекрасные результаты. Из Фридэна вырос прекрасный комсомолец и горячо любящий сын.