Формирование характера
Совсем иная картина в семье ученицы Ани Д. К 12 час. дня у Ани уроки уже сделаны, она успевает читать, много помогает по дому, занимается рукоделием. Аня — физически здоровая девочка.
Трудно вводить режим, начиная со старших классов. Устанавливать для детей определенный режим дня нужно с самого раннего их возраста. Чем меньше ребенок, тем легче его подчинить режиму, легче выработать привычку к организованности. Привычки, как известно, имеют очень важное значение в жизни человека, в его поступках и действиях. Целый ряд действий мы совершаем автоматически. Эти автоматические действия образуются в результате многократных повторений. Затем они перерастают в черту характера. Таким образом, воспитание привычек оказывает большое влияние на формирование характера, недаром говорят: «Привычка — вторая натура». Поэтому воспитание привычки к организованности является одной из важных задач школы и семьи.
При проведении нами режима дня школьника не все было до конца продумано и учтено. Вопрос о технике проверки выполнения режима пионерскими постами не был решен, никакой специальной формы проверки выполнения режима не было предложено классным руководителем. Объясняется это отчасти и тем, что сам вопрос был новым, не имевшим места в практике работы школы. Надо было дать возможность в полной мере, проявиться инициативе; надо было, чтобы форма родилась в процессе самого дела. Так и произошло.
В старших классах мы столкнулись с таким положением, что некоторые учащиеся при всем желании не могли выполнять общий для школьников режим в силу того, что одни из них занимались музыкой, другие—в кружках при МГУ, третьи — должны были больше внимания уделять домашнему хозяйству. Классные комсомольские бюро предложили этим девочкам каждой составить свой индивидуальный распорядок дня. В старших классах контроль за выполнением режима возлагался на комсомольское бюро класса. Вскоре после первой проверки выполнения режима были проведены пионерские сборы и комсомольские собрания на тему «Как я готовлю уроки», с сообщениями хорошо успевающих и неуспевающих учащихся. Выяснилось, что многие учащиеся неправильно готовят уроки: сначала делают письменные упражнения, а затем учат правила, нужные для выполнения этих упражнений, или читают несколько раз текст урока, не поняв его, а стараясь просто механически запомнить.