Своеобразные беседы
Большое место в воспитании играли импровизированные нами сказки. Сказки были и о непослушных детях, о капризулях, о хороших товарищах, о неаккуратных детях и т. д. Сказки придумывались по поводу различных проявлений, какие мы замечали у дочери. Эти своеобразные беседы производили на девочку большое впечатление и помогали нам воздействовать на нее. Когда Светлана подросла и начала играть со сверстниками, мы заметили в ней проявление собственничества. Я помню, как она вначале плакала, когда товарищи брали ее игрушки. Во всех таких случаях я спокойно убеждала ее, что товарищи поиграют и возвратят ей игрушку. Так и было. Но один раз мальчик взял новый, красивый мяч Светланы и ни за что не хотел его отдать, а она стояла около товарища и говорила: «Юра, ты поиграешь и отдашь мне мяч, да?» Но Юра мяча не отдал, а унес его домой. Она пришла ко мне со слезами и спрашивала, что ей делать. Я посоветовала подарить мяч мальчику, так как у нее много игрушек, а у него их нет. Светлана не сразу согласилась, но все же я ее убедила. Как сейчас помню внутреннее волнение дочки: вечером, ложась спать, она спрашивала меня: «Мама, у Юры нет мячика, а у меня много игрушек, правда?» Я подтвердила это и похвалила ее за решение подарить Юре мяч. И когда на следующий день Юрина бабушка принесла нам мяч, Светлана сама пошла к Юре и отдала его ему. Это была ее первая победа над собой.
Помню и такой случай. Мы жили в Москве, я училась в вузе, а муж был в это время в командировке. Он прислал Светлане целый ящик занимательных заводных и резиновых игрушек. Светлане было тогда года четыре, она ходила в детский сад. По моему совету, она отнесла часть игрушек в детский сад, а вечером к ней пришли дети поиграть с оставшимися. Восторг у всех был неописуемый.