Содержательная беседа
В-третьих, этот отрывок составляет основу для проведения содержательной беседы о товариществе и дружбе с учениками средних и старших классов школы. Зоя — живой герой нашей современности, она, как писал М. И. Калинин, «поднялась на высшую ступень патриотизма и морального величия», а каждого подростка и каждого юношу интересует вопрос о формировании и содержании характера Зои.
Литература вообще представляет превосходный материал для бесед на нравственные темы, в том числе и для бесед о товариществе и дружбе. Руководить детским чтением значит активно вмешиваться в формирование качеств подрастающего поколения. Но руководство чтением нельзя сводить только к подсказыванию, рекомендации книги юному читателю, надо обратить его внимание на моменты, которые будут воспитывать. Предположим, подросток прочитал рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Этот рассказ написан сжато, сильно, эмоционально. И все же большинство юных читателей запомнит в рассказе только вторую его часть, где говорится о подвиге человека, старающегося сохранить жизнь. Но ведь в начале рассказа участвовали «они», а затем остался только «он». Куда же делся спутник? Где Билл? «Он» оставил другого, когда тот вывихнул ногу. Вот мораль капиталистического общества — «каждый за себя» — в действии, на практике. Замечательный пример идейной дружбы показывают молодогвардейцы, о которых рассказано в романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Мать Олега Кошевого Е. Н. Кошевая пишет: «Трогательна
Была сила дружбы, с которой молодогвардейцы протянули друг другу руки на смерть и победу. Она была прекрасна. Пусть комсомольская эта дружба послужит примером для наших пионеров, для всей нашей молодежи. И пусть знает наша молодежь: дружба сама собой не приходит, права на нее нужно завоевать».