Ложная дружба
Но роман А. Фадеева дает также достаточно материала для показа ложной дружбы. Я имею в виду в первую очередь образы Выриковой и Лядской. Писатель показывает ответственность родителей за порочное мировоззрение их детей, которые, в конечном счете, стали изменниками. «Вырикова и Лядская не то, чтобы дружили,— они были одинаково воспитаны в понимании своей выгоды, а такое воспитание не располагает к дружбе,— они просто понимали друг друга с полуслова, имели одинаковые интересы и извлекали обоюдную пользу из общения друг с другом. С детских лет они перенималиу своих родителей и у того круга людей, с которыми общались их родители, то представление о мире, по которому все люди стремятся только к личной выгоде и целью и назначением человека в жизни является борьба за то, чтобы тебя не затерли, а, наоборот,— ты преуспевал бы за счет других».
Дружба бескорыстна. Об этом люди знают издавна. А у Выриковой и Лядской на первом плане стояла именно корысть, выгода. В результате самые светлые нравственные понятия для них сводились только к словам: они были органически неспособны дружить. В силу этого требует самого пристального внимания каждое конкретное проявление дружбы, чтобы во-время подсказать детям и юношам, что в их дружбе хорошее, а что является наигранным, ложным, не отвечающим требованиям коммунистической морали.
Серьезным средством воспитания дружбы и товарищества является занятие спортом, если увлечение спортом не превращается во всепоглощающую страсть. Советский спорт основан на развитом чувстве товарищества, когда выступает коллектив, каждый член которого использует свою тренировку для победы всего коллектива, всей команды. Во время многодневной велогонки Москва — Харьков — Москва на этапе Харьков — Курск у одного гонщика произошел прокол резины; товарищ по команде отдал ему свою машину, так как первый лидировал во время пробега.