Стремление к идеальным переживаниям
«Раньше,— говорит Толина мать,— его никак не добудишься, с постели встает и одевается чуть ли не целый час, постель за собой убирать не хочет, а сейчас вскакивает в семь часов утра, делает зарядку, обливается водой, все за собой убирает, спрашивает, чем надо дома помочь. Прямо все диву даются!»
То, что не удавалось сделать длительными увещеваниями, было достигнуто в результате самостоятельно принятого мальчиком решения.
Стремление к идеальным переживаниям, желание найти себе героя — характерная черта мальчиков подросткового возраста. Отсутствие же положительного идеала часто заменяется идеалом отрицательным, но импонирующим мальчикам этого возраста своей кажущейся отвагой и полной независимостью. Это бывает сплошь и рядом какой-либо из товарищей постарше, умеющий устраивать шалости или 70Даже дерзкие хулиганские выходки; они и принимаются мальчиками за действительную храбрость и бесстрашие. На словах такому молодцу все нипочем, все трын-трава, он, дескать, никого не боится, никого не признает. Родителей он тоже ни во что не ставит, с учителями груб, учится плохо и тех, кто стремится учиться хорошо, поднимает насмех. Младшие товарищи смотрят на такого «героя» с обожанием, стараются во всем ему подражать, боятся его.
«Связался с плохими товарищами»,— обычно говорят в таких случаях родители, когда узнают о дружбе хорошего ученика с таким «героем». Нравоучения же ему читают все, кому не лень: и родители, и классный руководитель, и пионерский вожатый, и соседи. Но как развенчать в глазах мальчика его «героя», кем его заменить,— об этом не подумает никто. «Слова учат, а примеры влекут»,— говорил древнеримский философ Сенека. Пример пресловутого «героя» оказывается настолько сильнее, что в единоборстве с ним взрослых воспитателей он часто оказывается победителем.