Атмосфера правдивости
Девочку мы учили правдивости и прямоте. Если она была в чем-либо виновата, она всегда честно в этом признавалась. Мы же, дав оценку ее поступку, никогда ее не наказывали, но требовали, чтобы она этого не повторяла. В доме у нас господствовала атмосфера правдивости. Но помню один случай, который мне показал, как важно нам, взрослым, строго следить за собою. В один из воскресных дней мы с мужем после обеда решили отдохнуть, так как вечером нам предстояла работа, и попросили бабушку сказать, если кто-нибудь придет, что нас нет дома. Раздался звонок, пришел один товарищ. Приветствуя его, Светлана выпалила: «Мамы, папы дома нет, мама, папа спят». Нас, конечно, разбудили, смеху по этому поводу в доме было много, но я тогда поняла, что даже в мелочах нельзя ребенка ставить в ложное положение.
Был случай, Светлане в это время было уже 11 лет, когда я опять попала впросак. Мы с нею пошли в ТЮЗ, и я вначале не заметила, что спектакль был для детей от 12 лет. Когда меня спросили, сколько лет девочке, я сказала, что уже 12. Я об этом забыла, да и Светлана мне ничего тогда не сказала. Но каково же было мое удивление, когда она в письме к отцу написала, что «проходит в театр за 12-летнюю» и добавила: «мама сказала неправду». Я тогда еще раз поняла, как надо следить за собою и как все в наших поступках замечают дети.
Большое значение я придавала воспитанию в девочке смелости, умению преодолевать страх. В детстве мы никогда ее ничем не запугивали. Светлана не боялась остаться одна в доме, не боялась темноты, никакой бабы-яги и т. п. Светлане было лет 6, когда мы в детском театре смотрели спектакль, где была баба-яга, которая произвела на нее большое впечатление. У нее заработала фантазия, и она несколько дней придумывала всякие варианты, каким путем можно было бы уйти от бабы — яги. Хорошо помню один из выходов, который она тогда нашла. Она меня уверяла, что мальчик мог бы уйти от бабы-яги, если бы он ножками пошел по стенке. И мне пришлось ей долго доказывать, что по стенке люди ходить не могут. Но этот случай мне показал, что, во-первых, не следовало мне водить ее на такой спектакль, а, во-вторых, надо тренировать ее в дальнейшем на преодолении чувства страха.