Ленивые ученики
Дисциплинированны, энергичны, жизнерадостны именно те дети, которые воспитываются в труде.
Посмотрите, как различно ведут себя в классе трудолюбивые и ленивые ученики. Трудолюбивые всегда готовы к ответу, они всегда хотят отвечать, они задают вопросы учителю, они внимательны к каждому слову учителя, они выполняют все его распоряжения и указания, сознавая и понимая необходимость вести себя так <и только так.
А вот на последней парте, развалившись, с безразличным видом сидит мальчик. Ворот рубашки расстегнут, ремень ослаблен. На предложение учителя отвечать он медленно поднимается, нехотя, вяло, с безразличным равнодушием дает ответ. Лень мешает ему слушать объяснения, а это снижает интерес к занятиям. Отсутствие интереса к занятиям рождает другие интересы — шалость, озорство, безобразия.
Дисциплина у школьников воспитывается всем семейным укладом, всем образом жизни семьи, хорошими положительными примерами родителей и старших членов семьи.
«Ну, посмотрите на Петю, какой он хороший мальчик! Как он много помогает матери и как хорошо учится. Мы не слышим, чтобы его когда-нибудь ругали мать или отец. А ведь моему говоришь, говоришь — все равно никакого толку»,— говорила мать шестиклассника Бити К. Она беседует с классным руководителем по поводу плохого поведения своего сына.— «Неужели вы думаете, что я его этому учу?»
Безусловно, нет. Все советские родители хотят видеть в своих детях достойную себе смену. Разница только в том, что одни понимают, знают и умеют воспитывать, другие же не умеют, не знают и допускают ошибки.
Вот и мать Вити не понимает, что мальчика Петю •именно и воспитал таким послушным спокойный, но требовательный тон его отца и матери. За этим спокойным тоном Петя всегда чувствовал непреклонную волю своих родителей. Родители Пети разъясняли, когда нужно, целесообразность того или иного требования. Последовательность и разумность требований воспитывала у Пети сознание необходимости выполнять эти1 распоряжения.